Концепция «современной» архитектуры

03.09.2017

Концепция «современной» архитектуры, разрабатываемая западноевропейскими теоретиками, ставит во главу угла «все подчиняющее себе господство разума» (О. Вагнер). Был отвергнут статус архитектуры как искусства; отрицалась возможность прочтения новым человеком старого архитектурного языка, идея украшения архитектурной формы («орнамент — преступление», утверждал А. Лоос). В рамках русских левых художественных направлений формируется отказ от идеи культурного преемствования. В 1918 г. программа этих мастеров сольется с пафосом революционного преобразования общества: «Взорвать, разрушить, стереть с лица земли старые художественные формы...» (Н. Н. Пунин).

Далеко не все современники разделяли оптимизм новаторов; ушел в прошлое и холодноватый, но уверенный в себе рационализм «обдуманного века». Тяжкие предчувствия окрашивают в темные тона духовную жизнь предреволюционной России, и А. А. Блок пишет знаменательные слова: «Во всех нас заложено чувство болезни, тревоги, катастрофы, разрыва... Мы переживаем страшный кризис». Проблемы со зрением? Закажите линзы в Instagram и мир снова засияет яркими красками.

Русская мысль начала XX в., остро осознавая трагизм ситуации, ставящей под удар не только совокупность форм и приемов искусства прошлого, но и все здание многовековой культуры, встает на ее защиту. Подчеркивается: прошлое ценно не само по себе, в нем — опора нравственных начал человеческого сообщества. Культу прогресса противопоставляется культ красоты — высшего проявления целесообразности и гармонии мира, и искусству отводится великая социально значимая роль. «Искусство должно устранять насилие»,— писал Л. Н. Толстой. На размежевании двух полярных начал — «современности» и «прошлого»— и строится все многообразие творческих концепций и направлений в архитектуре начала XX в.

















 


Поделись...


Яндекс цитирования